You Tube

YouTube: от вечеринки в Сан-Франциско до мирового господства

Как это часто бывает, гениальные идеи рождаются совершенно случайно – то яблоко на голову упадет, то вещий сон приснится. Создание YouTube, мирового видеохостинга и второго по посещаемости сайта в мире, прекрасно это подтверждает.

Создатели You TubeИстория уходит корнями в начало 2005 года, когда два молодых сотрудника компании PayPal, приятели Стив Чен и Чад Херли развлекались на вечеринке дома у Чена в Сан-Франциско и записали с нее несколько видеофайлов. А когда захотели ими обменяться, то столкнулись с проблемой: было непонятно, как это сделать быстро и удобно.

Так и родилась идея видеосайта, хотя их третий компаньон и коллега Чена и Херли Джавед Карим имеет на этот счет свою легенду. Сейчас это уже не так важно, зато для истории куда интереснее отметить, насколько идея приятелей оказалась провидческой. 23 апреля 2005 года Джавед разместил первое видео на YouTube – 18-секундный ролик, где он стоит в зоопарке на фоне вольера со слонами, – а уже через год 20 млн человек в месяц заходили на сайт, чтобы посмотреть видеоролики и поделиться своими. Как оказалось, скрытый спрос на эту услугу оказался колоссальным.

Первые инвестиции потекли в стартап уже через несколько месяцев после начала его работы: легендарный венчурный фонд Sequoia Capital вложил $11,5 млн. А через год интернет-гигант Google договорился о покупке сервиса за $1,65 млрд, сделав его основателей мультимиллионерами, наверно, быстрее, чем кого-либо в истории. Все они получили за свои доли в YouTube акции Google: пакет Чада Херли оценивался в $345,6 млн, Стива Чена – в $326,2 млн, а Джавед Карим унес с собой ценные бумаги на $64,6 млн.

Отрадно, что новый владелец не только не загубил проект, но и придал дополнительное ускорение и без того экспоненциальному росту его популярности. По расчетам сторонних агентств, в 2007 году YouTube потреблял столько трафика, сколько весь интернет в 2000-м. К 2012 году сайт разросся до таких размеров, что на его платформу каждую минуту загружалось около 60 часов видео.

В марте 2013-го ежемесячная аудитория YouTube достигла 1 млрд уникальных пользователей, на которых сервис научился хорошо зарабатывать. Его выручка в 2015 году составила $6 млрд, а через два года, по нашим оценкам, она достигла уже $11,5 млрд, или 12% всей рекламной выручки Google (ныне Alphabet).

При этом компания не прекращала прислушиваться к своим пользователям. Например, проведенный среди них опрос показал, что порядка 30% аудитории использует сервис для прослушивания музыки. Так появилась платформа YouTube Music. По оценкам экспертов, благодаря своему бренду и популярности она через три года может заинтересовать до 100 млн человек, которые добавят в общую копилку еще порядка $3 млрд выручки.

Другой сервис, запущенный в 2015 году, – YouTube Red (сейчас называется YouTube Premium) – собирается занять нишу в сегменте потокового мультимедиа и отвоевать долю у лидера отрасли Netflix. Маржинальность в этой отрасли фантастическая. Одни сериалы «Игра престолов» и «Миллиарды» имеют показатель возврата на инвестиции (ROI) выше 150%. Ну и куда без телевидения… В феврале 2017 года начал работу сервис YouTube TV. За ежемесячную подписку в $35 пользователь получает возможность в онлайн-режиме смотреть широковещательные каналы вроде CBS, Fox и ABC, а также контент более чем 40 кабельных сетей.

На сегодняшний день популярность видеохостинга стабильна и непоколебима. Alphabet продолжает вести разработки новых сервисов, не забывая при этом интересоваться предпочтениями аудитории и стараясь их предугадывать.

А как сложилась судьба отцов-основателей? По завершении сделки с Google Чад Херли поработал генеральным директором YouTube до 2010 года, после чего отправился претворять в жизнь новые бизнес-идеи, попутно сделав несколько инвестиций в более классические бизнесы. Например, он приобрел долю в баскетбольном клубе Golden State Warriors, который сейчас является самой сильной командой в NBA. Он также успел поработать со своим приятелем Стивом Ченом над сервисом MixBit по редактированию видео на смартфонах.

Наконец, Джавед Карим, тот самый автор первого видео на YouTube, после сделки окунулся в венчурный бизнес, основав в 2008 году фонд Youniversity Ventures. Он стал одним из первых инвесторов сервиса по аренде жилья Airbnb, вложившись в него в далеком 2009 году. Сейчас компания оценивается в десятки миллиардов долларов и ее IPO является одним из самых ожидаемых событий на мировом рынке капитала на ближайшие годы.

Ежедневно пользователи YouTube просматривают более миллиарда часов контента. При этом они выкладывают на сайт свыше 400 часов новых роликов каждую минуту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика