Доставка еды

Как сервисы доставки еды меняют культуру потребления пищи

Интернет уже давно стал большим торговым центром, в котором можно купить почти все: электронику, одежду, билеты, товары для дома и развлечений. Но покупка продуктов питания онлайн стала привычным делом относительно недавно, а заказ блюд из магазинов и ресторанов — тренд последних лет. Почему в новую сферу вкладываются миллиарды рублей? Давайте разберемся.

По оценкам компании Euromonitor, рынок доставки на дом недорогой ресторанной еды в мире удвоился с 2013 года. Например, около 50 млн граждан США хотя бы раз заказывали наборы продуктов питания на дом, что составляет почти 24% экономически активного населения (подсчеты компании NPD).


Большой куш

В 2018 году компания Infoline оценивала российский рынок доставки продуктовых наборов в 4,5 млрд рублей. Пока доставка наборов рационного питания и продуктов является нишевой для России. Тем не менее темпы роста этого рынка впечатляют. Управляющий директор «Яндекс.Еды» Сергей Полиссар оценил рост спроса за 2018 год в 50%.

Крупные компании уже заинтересовались новой отраслью. В конце октября 2019 года СМИ сообщили о скорой покупке Сбербанком (Мосбиржа: SBER) доли в  компании «МФ Технологии». Крупнейший банк страны собирается развивать сервисы O2O — online-to-offline, а именно доставку еды из магазинов и ресторанов.

Будущим партнером Сбербанка в этой сфере и совладельцем «МФ Технологии» является интернет-компания Mail.ru Group (LSE: MAIL). Ее цель — консолидировать бизнес доставки еды на базе этого предприятия. В него же войдет и популярный сервис Delivery Club.

Также Mail.ru Group вложила 320 млн рублей в  Performance Group, которая запускает комбинат по производству готовых блюд. После ввода в эксплуатацию в ноябре 2019-го заказчики получат на выбор около 50 программ питания, которые удовлетворят самых взыскательных клиентов. Ценник тоже на любой кошелек — от экономкласса за 450 рублей в день до диетических блюд и меню для гурманов за 5 тысяч рублей. Заказчики комбината — сервисы доставки еды. В планах Performance Group занять 50% рынка производства и  доставки рационного питания до конца 2020 года.

Лидер рынка Grow Food тоже стремительно растет. В  августе компания открыла завод в СанктПетербурге площадью 2200 кв. м, вложив 200 млн рублей. Мощность цеха — до 1,2 млн порций в  день. В следующем году начнется строительство распределительного цеха площадью более 10 тысяч кв. м в Московской области. Развивает новое направление и «Яндекс» (Мосбиржа: YNDX). В 2018 году компания купила сервис «Партия Еды» и переименовала его в «Яндекс.Шеф». Под этим брендом клиенты получают наборы продуктов с рецептами различных блюд, на приготовление которых уходит 20-30 минут. По-английски эта модель называется Meal Kit, а на русский переводится как «конструктор блюд». Одной коробки хватает на 3 или 5 ужинов на двоих.

Упомянутый выше сервис Delivery Club давно знаком жителям крупных городов. В сентябре компания анонсировала запуск нового формата ресторанов Dark Kitchen совместно с Novikov Group и предпринимателем Антоном Пинским. По сути, это кухни-фабрики, которые работают только на доставку блюд. Всего в Москве появится 24 кухни рядом с метро, первые три из них откроются в центре города.

Традиционные ретейлеры сети также развивают собственную доставку. Компания X5 Retail Group строит новое производство, которое будет снабжать как обычные «Перекрестки», так и ее онлайн-магазин полуфабрикатами и готовой едой.

Даже строительные компании заинтересовались новым направлением. В марте 2019-го стало известно, что девелопер «ПИК» стал крупнейшим совладельцем сервиса доставки готовой еды «Кухня на районе» — компании, которая была основана лишь в 2018 году.

Новое старое

В то время как онлайн-доставка блюд еще активно развивается, сервисы по доставке продуктов из супермаркетов работают с начала 2000-х. Их стремительное развитие началось с приходом крупных игроков из других сфер, захотевших встроить их в свои экосистемы сервисов. Осенью 2019 года Сбербанк запустил проект «Сбермаркет» по доставке продуктов на базе операционной платформы Instamart. Одним из первых партнеров стала сеть оптовых продаж Metro Cash&Carry. Затем появилась возможность заказывать товары из «ВкусВилла», «Ашана» и «Азбуки Вкуса». Стоимость доставки сопоставима с ценником у конкурентов и составляет 158 рублей за заказ до 30 кг.

Радужные перспективы

Половина населения США питается в кафе, ресторанах, фастфудах, а также заказывает доставку на дом. В России этот показатель — 10%, заявил в одном из интервью исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман. Данные сервиса Statista говорят о том, что всего 16,5% российских интернет-пользователей заказывают онлайн-доставку еды, тогда как в США их доля — 28,5%, а в Гонконге — 47,7%. Рынок доставки еды в России будет стремительно нагонять отставание, сохранив 50-процентные темпы роста по итогам 2019-го и в 2020 году. Причем разрыв скоро сократится до минимума. Если ориентироваться на долю потребителей, пользующихся фудсервисами в развитых странах, рост рынка в нашей стране замедлится после 2020 года. То есть отставание России по уровню проникновения составляет всего 2-3 года.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика